Пятница, 26.04.2024
Авторский надзор оборудования котлов
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2019 » Сентябрь » 17 » «Газпром» открыт к диалогу по возможному возобновлению проекта строительства газопровода «Турецкий поток»
02:50
«Газпром» открыт к диалогу по возможному возобновлению проекта строительства газопровода «Турецкий поток»
Эрдоган призвал к восстановлению традиционных дружественных отношений между двумя странами. «Газпром» открыт к диалогу по возможному возобновлению проекта строительства газопровода «Турецкий поток», завил официальный представитель компании  Сергей Куприянов.

Центр энергетической экспертизы опубликовал комментарии экспертов о перспективах «Турецкого потока».

Евгений Гниломёдов, директор АНО «Центр перспективного анализа и стратегических исследований»:

Эрдоган направил Путину письмо, в котором принес официальные извинения за сбитый российский самолет. Все это позволяет надеяться на нормализацию и дальнейшее восстановление отношений двух стран, что непременно должно привести к отмене санкций и восстановлению торгово-экономических связей.

Однако стоит понимать, что сделан только первый шаг. Среди обязательных условий российской стороной обозначены и наказание виновных, и компенсация ущерба. О готовности выплат уже заявил премьер страны Бинали Йылдырым, а Альпаслан Челик, считающийся непосредственным виновником гибели российского летчика Олега Пешкова, в настоящее время находится под следствием. Все это свидетельствует о серьезных намерениях турецкого руководства. При этом, необходимо понимать, что полное выполнение указанных требований может занять довольно продолжительный промежуток времени. Это время российская сторона должна использовать для оценки ситуации и подготовки четкого плана дальнейших действий. Одним из его пунктов должно стать сотрудничество в энергетической сфере, которое традиционно играет важнейшую роль в отношениях двух стран.  

Пожалуй, центральным проектом в данной области остается строительство газопровода «Турецкий поток», но ожидать быстрой его реанимации не стоит. Дело в том, что прошёл достаточно продолжительный период времени. Строительство оставлено, трубы перенаправлены на «Северный поток-2», договор с итальянским подрядчиком Saipem S.p.A, отвечающим за прокладку морского участка, расторгнут.

Важно помнить и то, что «Турецкий поток» предполагалось строить главным образом на российские деньги. При этом ситуация на рынке за это время существенно изменилась. Компании отрасли, в том и числе и Газпром, из-за резкого снижения стоимости продукции вынуждены оптимизировать расходы и урезать финансирование инвестиционных программ. И это может серьезно осложнить ситуацию, так как на сегодняшний день в активной стадии находятся еще как минимум два крупных, затратных проекта - «Сила Сибири» и «Северный поток-2».

Стоит отметить, что вопреки многочисленным заявлениям, «Турецкий поток» не станет конкурентом «Северного потока-2», особенно учитывая сложности с его реализаций из-за позиции некоторых европейских стран. Скорее, их можно назвать дополнением друг друга и всей газотранспортной системы Европы.

На данный момент строительство газопровода «Турецкий поток» продолжает быть крайне выгодным как России, так и Турции. При этом у российской стороны есть время более внимательно отнестись к новым реалиям, учитывая риски, которые, как показала практика, постоянно возникают в отношениях с Анкарой. Россия должна воспользоваться моментом и заключить контракт на максимально выгодных условиях, учитывая компенсацию понесенных затрат и упущенную прибыль, связанную с фактической приостановкой проекта. Для этого есть все необходимые условия, так как сейчас Турция находится не в лучшей ситуации и с точки зрения развития экономики, и обеспечения безопасности, и выстраивания международного сотрудничества.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что российско-турецким отношениям, в том числе и в энергетической сфере, дан новый вектор развития.  Анкара готова идти на уступки, а наша задача заключается в том, чтобы максимально эффективно этим воспользоваться.      

Михаил Нейжмаков, руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации:

Перспективы поставок российского газа на Балканы в обход Украины все время упирались в сопротивление Еврокомиссии. Это ставило под вопрос и «Южный поток», и продление «Турецкого потока» на территорию ЕС. Поэтому возможное примирение Москвы и Анкары снимает одно из второстепенных препятствий для реализации подобных проектов, но не главное.

Еще в конце мая 2016 года министр энергетики РФ Александр Новак не исключал, что российский газопровод в Грецию может пройти через Турцию. То есть, речь шла о возможности реанимации «Турецкого потока». О вероятности «оживления» «Южного потока» говорил замглавы МИД Греции Никос Ксидакис, а совсем недавно, на июньском съезде «Единой России» - экс-президент Болгарии Георгий Пырванов. Но, стоит повториться – даже согласие Турции на уступки и добрая воля политиков с Балкан разобьются о сопротивление Еврокомиссии, если Москва не договорится с ведущими игроками ЕС. Примеров, как легко Брюссель может ломать руководство балканских стран, мы видели уже много.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

Раз Газпром сказал, что готов к диалогу, значит, готов. Препятствий для сотрудничества на корпоративном уровне я не вижу, да их изначально и не было. Другое дело, что Турецкий поток не был точно таким же, как Южный поток. Сейчас уже надо забыть, что когда-то речь шла про 63 млрд кубометров газа. На сегодняшний день можно рассчитывать на 32,5 млрд м³ – это максимальный объем. То, что происходит на политическом уровне, я оцениваю как хорошие события.

Напомню, что Турецкий поток был изначально политическим проектом. Он появился, когда Болгария под нажимом США запретила на своей территории строить Южный поток. И тогда Владимир Путин слетал в Анкару и там заявил, что Южный поток будет уходить южнее и, огибая Болгарию, пройдет через Турцию, в Грецию, Италию и дальше. И вот этот проект существовал до поры до времени на словах политиков – президентов Путина и Эрдогана, договорившихся о его реализации. Уже по указанию политиков компании начали думать о том, как это осуществить.

Сейчас отношения на политическом уровне из минуса уходят пока что в ноль, поскольку турки извинились и пообещали якобы выплатить компенсацию за сбитый Су. Думаю, что сейчас политики будут дистанцироваться от Турецкого потока, и договариваться дальше предстоит уже Газпрому и Боташу. Все контакты будут сведены на корпоративный уровень без вмешательства президентов. А вот когда политизация проекта снизится, шансы на его быструю реализацию возрастут. Но сейчас от политиков требуется сделать еще один шаг – подписать межправительственное соглашение. Из-за его отсутствия Турецкий поток в сове время все не мог никак стартовать. А подписать его не могли из-за парламентского кризиса в Турции. Сейчас правительство есть, и ничто не мешает подписанию соглашения. На том конце трубы все готовы к завершению – Италия и Греция уже выражали свою заинтересованность в альтернативном пути поставки российского газа. Дело за правительствами, которым теперь не так-то просто перейти к конструктивному диалогу, поскольку ранее обе стороны обвиняли друг друга едва ли ни во всех смертных грехах. Думаю, что начать быстрый диалог на уровне правительств будет довольно сложно.

На уровне компаний должны быть проработаны несколько вопросов. Во-первых, будут ли дополнительные соглашения к действующим контрактам с частными турецкими компаниями и компанией "Боташ". Напомню, что изначально Газпром предлагал скидки в обмен на разрешение строить через Турцию, потом были судебные иски, так как трубы не появилось. А сейчас надо будет начинать это все заново, включая переговоры по размеры скидки. На самом деле осталось лишь договориться о скидке на корпоративном уровне и межправительственном соглашении на политическом уровне. В остальном почти все готово – с нашей стороны труба есть до Черного моря, нужно подписать документы и протянуть ее дальше.

С учетом стремительно стартовавшего Северного потока-2 на объемы больше тех, что я назвал, на этом направлении рассчитывать не стоит. Германия от роли крупнейшего газового хаба навряд ли откажется добровольно. Ей вполне под силу пролоббировать идею этого потока в Брюсселе.

Однако остается вопрос поставок газа на юг – через Украину или как-то еще. Строительство некоего Южного коридора в любом случае будет полезным делом. Сейчас наше правительство рассматривает два варианта – восстановление экономических отношений с Турцией и строительство Южного потока либо сохранение транзита в Турцию через Украину, оставив наполнение трубы на уровне 10-15 млрд м³ газа. В обоих случаях придется иметь дело либо с Украиной, либо с Турцией. И, увы, таких отношений как раньше с Турцией уже не будет. Но шанс выйти на нейтрально-холодные отношения между нашими двумя странами есть. На самом деле в таких условиях бизнес может вполне удачно развиваться. Однако это случится не сегодня и не завтра, даже на уровне компаний.

Просмотров: 150 | Добавил: kenpisen1986 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz